На прошлой неделе областная Дума приняла закон, разрешающий налогоплательщикам регистрироваться в режиме самозанятых.
Свое мнение по данному вопросу прокомментировал Дмитрий Шелякин, Заместитель председателя Ивановской областной Думы.
Безусловно, режим самозанятых кажется людям выгодным и удобным. Это уже не громоздкое ИП, обязывающее кроме себя, кормить еще и бухгалтерию. При этом снижаются риски административной ответственности за то, что предприниматель не изучил очередной правительственный вестник и не поставил условную запятую в новом месте, определенном правительством.
О плюсах этого режима сказано многое. Но кроме очевидных плюсов, такой режим имеет и не менее очевидные минусы.
Сомнения вызывает возможность предприятий перевода трудоустроенных работников в режим самозанятых. Установленный ФНС запрет на применение НПД физическим лицам, заключающим гражданско-правовые договоры с бывшим работодателем в течение первых двух лет после увольнения легко обходится заключением таких договоров с другим юрлицом.
В случае если наши опасения подтвердятся, государство и фонды рискуют недополучить серьезные суммы по налогам и взносам.
Работа в режиме самозанятости не дает гражданам социальных гарантий, в том числе, лишает права на страховую пенсию. Отсутствие взносов в дальнейшем скажется на размере пенсии при наступлении пенсионного возраста самозанятого.
Возможность перевода бизнеса в плоскость «самозанятых», в первую очередь, привлекательна для ИП, не имеющих наемных работников. Но никто не считал выпадающие доходы бюджетов в случае массового перехода ИП в самозанятые.
Кроме того, сейчас мы видим аргументированные риски повсеместного бесконтрольного нарушения конкуренции на рынке и снижения налоговых поступлений.
В настоящее время самозанятые лишены многих прав и возможностей, которыми условно обеспечены другие субъекты бизнеса. Например, банки не воспринимают самозанятых в качестве адекватных заемщиков. Поэтому рассчитывать на участие в программах господдержки, льготном и обычном кредитовании такие предприниматели де-факто не смогут.
Знают ли потенциальные самозанятые о том, что им нельзя уменьшать полученные доходы на расходы? То есть все, что проходит по счетам самозанятых, автоматически учитывается как доход. И здесь уже сумма лимита в 2,4 миллиона в год представляется не такой уж недостижимой.
По опыту тех регионов, где эксперимент с таким режимом уже проходит, хочу обратить внимание потенциальных самозанятых на риски массовых блокировок счетов самозанятых в рамках закона ФЗ-115.
Хочу коснуться и прав потребителей - качество оказываемых самозанятыми услуг проверять сейчас просто некому, так как они не являются полноценными субъектами законодательства, а, следовательно, надзорные органы для этой категории предпринимателей попросту не определены. Кстати, нет и законодательства, защищающего самозанятых от бесконтрольного административного давления. Под действие 294-ФЗ (О защите прав предпринимателей) они не попадают.